Каспий требует регионального сотрудничества

Теперь уже очевидно, что "общий" Каспий, независимо от того, как его назовут – море, озеро или "особый водоем", требует тесного регионального сотрудничества. Каспий – это не только 10 млрд тонн доказанных запасов нефти, 5% мировых запасов газа. а также 90% мировой популяции осетровых. Этот уникальный водоем еще и естественный транспортный коридор, удобно расположенный на стыке Европы и Азии, Севера и Юга. Читать далее....

воскресенье, 7 декабря 2008 г.

Каспий требует регионального сотрудничества


Теперь уже очевидно, что "общий" Каспий, независимо от того, как его назовут – море, озеро или "особый водоем", требует тесного регионального сотрудничества. Каспий – это не только 10 млрд тонн доказанных запасов нефти, 5% мировых запасов газа. а также 90% мировой популяции осетровых. Этот уникальный водоем еще и естественный транспортный коридор, удобно расположенный на стыке Европы и Азии, Севера и Юга.

Некоторые проблемы Каспия настолько остры, что их решение уже не может ждать новой конвенции по Каспию. Именно поэтому прикаспийские страны вновь вернулись к вопросу создания Организации каспийского экономического сотрудничества. Он обсуждался в Астрахани на первой межправительственной экономической конференции прикаспийских государств.

Очевидно, что согласовать позиции пяти прикаспийских стран - России, Казахстана, Ирана, Азербайджана и Туркмении - задача не из легких и уж точно не из быстрых. Принято считать, что главным препятствием, мешающим прикаспийским государствам прийти к консенсусу относительно статуса Каспия, стал вопрос о том, как делить дно. Отчасти это так, но есть ряд и других, не менее острых проблем.

Фактически они возникли после распада Советского Союза. Ставшие суверенными бывшие союзные республики Азербайджан, Казахстан и Туркмения заявили о своих правах на Каспий, которые не укладываются в действующие до сих пор российско-персидский (1921 год) и советско-иранский договоры (1940 год).

По этим документам Каспий – это и не море, и не озеро, а внутренний водоем, контролируемый исключительно прибрежными странами, которым они должны были пользоваться совместно. Договоры эти были ценны тем, что не допускали появления на Каспии третьих стран, но, к сожалению, слабо регулировали хозяйственную деятельность государств региона, особенно в сфере добычи углеводородов.

С появлением новых субъектов международного права появились новые акценты и новые запросы. Причем не только в хозяйственной сфере, но и в сферах правовой и военной. Для их реализации действующих договоров оказалось недостаточно.

Выяснилось, что Россия выступает за статус, при котором Каспий остался бы "особым водоемом", а деятельность в нем регулировалась бы исключительно прибрежными государствами по всем вопросам, в том числе - при разделе дна на национальные секторы по длине береговых линий с сохранением толщи и поверхности воды в общем пользовании.

В свою очередь, Азербайджан и Казахстан предпочли бы делить на национальные секторы и дно, и толщу воды по длине береговых линий (статус "закрытого озера"), либо оставить воду в общем пользовании, но при статусе "открытого моря", предполагающем неизбежность появления на Каспии третьих стран, в первую очередь "пришедших" по Волге, через каналы, соединяющие это море с Европой.

Туркмения же — за деление дна на национальные секторы, однако по другим аспектам она пока предпочитает занимать нейтральную позицию. В свою очередь, Иран выступает за то, чтобы либо всё – и дно, и толщу воды — оставить в общем пользовании, как и было в советско-иранское время, либо делить по принципу кондоминиума - всем по 20%.

Был ли выход в такой ситуации?

Тон задали Москва и Астана. Вначале Россия и Казахстан подписали двусторонний договор о разделе дна озера между собой по так называемой модифицированной срединной линии, решив тем самым вопрос о демаркации границ. Проблему же освоения спорных (на границе) залежей углеводородов решили вообще просто: 50 на 50. Впоследствии такой же двусторонний договор обе страны подписали и с Азербайджаном.

По мнению ряда наблюдателей, Казахстан и Азербайджан могут, конечно, согласиться на российский вариант статуса, но оговорив при этом ряд важных для себя условий. И в первую очередь, в сфере реализации ими транскаспийских проектов.

В последнее время эксперты указывают на то, что и позиция Москвы в этом вопросе стала заметно гибче. Теперь уже Россия, по их мнению, не возражает против того, чтобы, скажем, Казахстан поставлял свое сырье по альтернативным маршрутам на европейские рынки. Для России главное, чтобы эти маршруты согласовывались между двумя странами, как между стратегическими союзниками.

Теперь уже очевидно, что общий Каспий, независимо от того, как его назовут – море, озеро или "особый водоем", требует тесного регионального сотрудничества. Причем, некоторые его проблемы настолько остры, что их решение уже не может ждать новой конвенции по Каспию. Ведь Каспий – это не только 10 млрд тонн доказанных запасов нефти и 5% мировых запасов газа. Это и 90 (!) процентов мировой популяции осетровых.

Кроме того, Каспий – прекрасный естественный транспортный коридор. Он настолько удобно расположен на стыке Европы и Азии, Севера и Юга, что уже сегодня специалисты говорят о том, что в обозримой перспективе возможно взаимодействие таких известных транспортных коридоров, как "Север-Юг" и ТРАСЕКА, которые пересекаются под прямым углом именно на Каспии.

Понятно, что проблемы Каспия следует решать, а его достоинства использовать. А для этого необходимы средства, финансы, определенная инфраструктура, конкретная организация. И важный шаг в этом направлении сделан. Есть надежда, что проведение первой (за полтора-то десятка лет!) межправительственной экономической конференции придаст необходимую динамику освоению Каспия.

На этой встрече, например, было решено создать банк совместных инвестиционных проектов и на его основе рассмотреть вопрос об организации "совместного финансового института". Вполне возможно, что это будет общий прикаспийский банк. Российская Госдума уже до конца осенней сессии намерена ратифицировать Межправительственное соглашение о Прикаспийском газопроводе, а начало строительства газопровода начнется во втором полугодии 2009 года.

В свою очередь, министры транспорта прикаспийских государств договорились обсуждать совместные проекты на регулярных ежегодных сессиях. Но главное - российское министерство транспорта предлагает рассмотреть вопрос об открытии внутренних водных путей для судов под иностранным флагом.

Кроме того, Россия намерена внести предложение о 10-летнем моратории на вылов осетровых на Каспии после подписания межправительственного соглашения прикаспийских государств о сохранении и рациональном использовании водных биоресурсов Каспийского моря.

И еще одна немаловажная деталь. Главной целью конференции, наряду с решением о создании Организации каспийского экономического сотрудничества, было и позиционирование Астрахани как регионального экономического центра и как площадки для инвестиций. У нее есть все для того, чтобы стать и "центром, и площадкой". Москве надо было лишь окрыть для своих прикаспийских партнеров Волгу. И Россия этот шаг, судя по всему, сделает.
Петр Гончаров, политический обозреватель — специально для ИнфоШОС

Комментариев нет: